?

Log in

No account? Create an account
glyazhu

...жили книжные дети, не знавшие битв...

Статья Кучерской в "Ведомостях", где говорится "В прежней школе сына обижали — издевались двое-трое мальчишек, не смертельно, но регулярно. И не было средств это прекратить. Разговоров учительницы, моих грозных бесед с забияками хватало на месяц-два". В Массачусеттсе же недавно приняли целый закон против задирательства (bullying). То есть проблема не локально российская, а чуть ли не всемирная.

Однако же в моём школьном опыте подобного не было (насколько я помню или насколько мне кажется), при том, что школа не была какой-то специальной, элитной и т.п. - может быть, получше других трёх-четырёх школ обычной новостроечной округи, но ничего особенного до 1991 (когда она стала лицеем Дмитрия Кантемира и провела вступительные экзамены во все классы). Я ни разу в жизни не дрался, меня никто не преследовал и я, вроде, тоже никого не преследовал (был, правда, случай, когда весь пятый класс дружно не принял "новенькую", но был ли связан её перевод в другую школу с этим или нет через полгода - уже не помню). Нетипичное, что ли, детство?

Впрочем, помню как в первом классе (1984-85 год) наша первая учительница внезапно провела родительское собрание, а за ним урок, посвящённый межнациональной дружбе. Поводом стала возмутительная драка с национальным мотивом
Рома К-ис обозвал соседа по парте Лёню П-иса жидом, на что Лёня обиделся и полез в драку.
Помимо этого, вроде бы ничего из ряда вон выходящего не было.

У вас в детстве были драки и задирательства? А в детстве ваших детей, находящихся сейчас в школьном возрасте?

Comments

Были. Ты скоро выезжаешь?
мой отец до сих пор в советский народный антисемитизм не верит. :) но вообще, говорит, драки бывали.
у меня в детстве была очень интеллигентная школа. нашу классную посетил бы кондратий, начни мы драку по национальному признаку. но просто так мы задирались. периодически били вредных мальчиков. :) однажды в старших классах директрисин сынок - препротивнейший пацан на год младше нас - обозвал одну нашу девочку обидным словом. ему начистил рыло чудесный восточный (уже не помню какой) мальчик Мурадик из нашего класса. Мурадик до сих пор сажает в "одноклассниках" такие ашыпки, что я его с трудом читаю, но такой человек хороший!
Куркис, вероятно, был главным классным антисемитом. Интересно, если оба участника той, четвертьвековой давности драмы встретятся в их нынешнем месте жительства (Эрец Израэл) - вспыхнет ли заново застарелый конфликт? ;-)

У нас восточных людей не было, кроме Димы Т...оглу, время от времени по приколы возглашавшего "Аллах акбар". впрочем, его фамилия никак не отражала ни его веру, ни его национальность ;-)
Был такой печальный опыт, дважды. Первый - в начальной школе, классе во втором или в третьем, мальчик обозвал меня "жидовкой". На следующий день пришла моя старшая сестра, которая училась в той же школе на шесть классов старше и приподняла мальчика за воротник, пообещав ему размазать его выдающиеся уши по стене. Конфликт заметила директриса и вмешалась. Дело закончилось тем, что всему классу была прочитана лекция об антисемитизме, а мальчик, стоя у доски, извинялся. Потом, кстати, еще несколько лет портфель мне носил, а уши у него так и остались выдающимися.
Второй конфликт был в той же школе, в пятом классе. Тогда все было гораздо печальнее, почти так же, как у "Чучела", только без костра обошлись. Класс тогда меня стал преследовать за то, что я вступилась за старенькую учительницу, осмелившуюся поставить кол за диктант нашей троегоднице. Девочка была очень популярна в классе, потому что была уже взрослая (телом, а не мозгом), соответственно, мальчики ее страшно любили, а девочки старались погреться в лучах славы. А я ж за справедливость, я ж за правду, я и сказала, что больше, чем на кол, она и правду не написала:))) Ну, класс с удовольствием накинулся на новую жертву. Учителя тогда не вмешивались, кстати.
В конце года я перешла в другую школу, поступила в первую открывшуюся в Москве гимназию, потом меня много раз звали на встречи выпускников моей первой школы, называли "гордостью" и все такое, статьи мои на доску в школе вешали. Удивлялись, что я ни разу не приходила. Противнее всего, когда сейчас эти рожи мне на "Одноклассниках" пишут что-то вроде "Привет, как дела, чего не отвечаешь?"
Интересно, если применимо такое слово. Спасибо, что поделилась.

Мне в первых классах однажды пришлось оказаться в ситуации с другой стороны: я рассказывал одноклассникам анекдоты про "Быков" (прозвище молдаван), что услышал папа одного из слушателей (моего приятеля, который был молдаванином, разумеется), отвел меня в сторону и объяснил, почему это может быть обидно и почему так делать не стоит. Никаких подниманий за воротник не было, просто по-крестьянских обстоятельный и спокойный разговор взрослого с несмышленышем.
Были. Много.
В религиозном отказничьем детстве я был вечным аутсайдером (за 8 лет поменял 7 школ переезжаючи), шибко умным жидёнком, да ещё и по субботам в школу не ходил. И у девочек пользовался успехом. Словом, обстоятельства не оставляли возможности для незаметности.

Меня часто били, к 6-му классу я хорошо научился себя защищать.
Во дворе тоже били.

У моих детей таких проблем, слава Богу, нет, но они:
- Девочки
- Маленькие пока
- Не в том обществе живут
- Популярны

Впрочем, этим летом в Израиле какой-то пацан приставал к Рохле в лагере. Так она познала на практике пользу изучения боевых искусств.
Да, ты рассказывал про свои школьные сражения. А разве в советской школе была шестидневка?
Ого вопрос! :)
В старших классах у нас было восемь уроков (четыре пары) и пятидневка. В средних, кажется, один год была шестидневка, но её отменили. А в младших мне почему-то помнится тоже пятидневка.
Меня подводит память или это были местные особенности?
По моим представлениям в Москве шестидневку начали отменять году в 90-91, но наша школа, кажется, держалась до последнего кроме как в начальных классах (а также не переходила на новую нумерацию классов). Хотя не знаю, может, в других школах была пятидневка в начальных, но у нас точно не было. Мне казалось, вся программа была ориентирована на шестидневку, поэтому при переходе на пятидневку приходилось удлиннять учебный день.
Хо-хо. Классе в 3-м мы шли драться каждую перемену!
В 4-м я ударил одноклассника кулаком в лоб.
В 5-м кого-то лягнул ногой.
В 6-м мы испытывали друг на друге навыки, полученные в секции самбо.
Отче, а из-за (ради) чего вы тогда дрались? Я просто не могу себе представить поводов. Как ни смешно звучит, но у нас даже дворы не дрались, а дружили (пять десятиэтажек, вытянутых в длину квартала). Я очень наивный, но всерьёз не знаю, из-за чего дети дерутся, тем более каждую перемену.
Самоутверждались, надо полагать.
Я в детском саду, извини за подробности, одел горшок с его содержимым на голову соседа. Можно сказать, замочил в сортире.
Причин так никто и не смог выяснить, но родителям было очень неудобно.
Как ты сурово кого-то наказал...:))
Хе-хе, у меня сын со товарищи в детском саду в этом самом сортире воспиталку заперли. Так что это, наверное, врожденное... (желание драться, пакостить).
Да нет, думаю, что приобретённое - где-то что-то увидел-услышал, решил, что так будет правильно/интересно...
Им 5ти лет не было :)
Хотя, конечно, кто его знает...
Но они действительно это сделали просто по приколу (не со зла)

Ох, давно это было, а помню, по изумлению;)

Благодаря межнацЫональному конфликту я прочел половину И. Эренбурга в 12 лет.;) Другую половину - только к 14 годам: надо же было и Джека лондона с Фенимором Купером и Джулем Верном читать;)
В нашем Военном Городке жили две категории детей - родители одной категории, Офицеры воспитывались сами и воспитывали детей в Идеалах и Правильных Традициях: "все мы просто Советские Люди, но, правда, есть еще Латыши" (дело было в Латвии). Родители другой Категории, Вольнонаемные (от Мичманов и Прапорщиков до Кладовщиков и Рабочих) - в Реальных Традициях и Пережитках с Родимыми Пятнами.. Была еще не такая уж малая категория - Офицеры-Евреи (мы-то, дети про нее не знали, а Родители, хоть может и знали - но вели себя в рамках Идеалов и Правильных Традициий.
"И все бы было нормально" - да вот это сословное смешение;)...
Однажды, когда мы играли во что-то, приятель Боря вдруг сказал приятелю Васе (который был из Вольнонаемных):

-А вот зачем ты вчера сказал "жиды"? -

-Ну, анекдот рассказал, а чего такого?- сказал толстокожий Вася.

-А некоторым людям очень обидно слышать это слово! - сказал Боря. - Надо говорить не "жиды", а евреи, "жиды" - это евреям слышать оскорбительно!-

- А у нас тут никаких евреев нет, кому обижаться-то? - сказал неполиткорректный Вася.

-Как это - нет? - сказал Боря - Я еврей, мой брат еврей, Валька еврей и Гришка с Вадимом - евреи. И моя мама сказала, что мы должны гордиться этим!-

Толстокожего, неполиткорректного Васю кажется, проняло и он засмущался, а мы, остальные, - изумились впервые открытой для нас Тайной нацЫональных взаиотношений, о которых наши Правильные Родители ничегошеньки нам не рассказывали.

Я же, назавтра, открыл первый том из многотомника Эренбурга (белого цвета, если кто помнит, издание начала 60-х) - слова "жид-еврей-гордость" я как-то прочел в одном из этих томов, случайно открыв его и тут же отбросив, по абстрактности темы. Теперь тайну надо было как следует изучить;)

Re: Ох, давно это было, а помню, по изумлению;)

В моём детстве я тоже не помню национальных отношений. При существовании дружеских "группировок" в классе они спокойно состояли из русский-украинец-молдаванин-еврей или русский-поляк-украинец-еврей-молдаванин, или поляк-молдаванин-болгарин и так далее (почти все приведённые комбинации не пересекаются).

Первый (если не единственный) раз, когда передо мной встал национальный вопрос, было, когда я спросил своего друга А-гарта, почему он общается с Г-маном, несмотря на все странности поведения последнего. Призадумавшись, друг А. ответил "Ну... мы с ним одной национальности". "Немцы", - уточнил незамутнённый я (а чего, фамилии вполне себе звучат по-германски :-)) "Да нет, вообще-то евреи".
Уточнять, почему тогда А. не дружит с Ч. и на дух не переносит Лёню Пиниса из корневого поста, я уже не стал.
М-да...
Задирались тогда, задираются и в нынешних школах.
Думаю что это практически неизбежно во взрослеющей стае приматов, в том числе и формирующемся социуме.
Иное дело что кто-то может пренебрегать незначительностью таких конфликтов и поэтому как бы не замечать их. Однако если где-то конфликтов немного, это не означает что их нет абсолютно. Живая материя - в конфликте
Возможно, вы правы и конфликты были, но оказывались на периферии моего внимания и я о них забыл.
наверное разное место занимают такие случаи в иерархии сознания, в степени влияния на поступки. У моих родственников сын доучивается в новой школе, переводом в которую несколько лет назад очень доволен. Но только гораздо позже когда речь зашла о старой школе, он высказался о старых затяжных распрях (не хочу афишировать, верх непристойности). И видно что это не играло для него очень важной роли. Да и как в риторический пласт перевести было затруднительно - не для всего есть коммуникативные формы; иногда в языке не хватает интонаций (может оттого это и не удерживается в памяти как что-то реальное, значимое)

Re: Нетипичное, что ли, детство?

Спасибо, но я вряд ли смогу это прочесть из-за нехватки времени. Может быть попозже когда-нибудь.

(Anonymous)

здравствуй Владик!
ты бы хоть (перед тем как писать всякий бред) поднапряг маленько память и вспомнил что ОБА героя твоей басни (включая главного антисемита) - евреи.
как ты уже зметил - оба сейчас живут в Израиле и даже общались (собственно как и некоторые другие твои бывшие одноклассники той же национальности).
так что, 25 лет видать долгий срок - всего не упомнить!!

Да я и не называл никого антисемитом, я просто повод для родительского собрания помню ;-)

Национальность и место жительства нашей тогдашней классной руководительницы мне тоже надо упоминать или оно известно?