?

Log in

No account? Create an account
abm

О днях ангела - вопрос

Дурацкий вопрос ко всем знающим, но особенно к монашествующим (о. Всеволод, о. Феогност?). (Просто сегодня пришла в голову мысль и осталась там)

В православии есть традиция именин или дня Ангела, причём этот день выбирается на основании дня памяти святого, с кем совпадает имя при крещении или в честь кого крестили. У меня, к примеру, 7 октября, в день памяти св. Владислава Сербского. Считается, что при крещении к нам спускается ангел, наш Ангел-Хранитель. Пока всё правильно?

Теперь собственно вопрос: при постриге (и при постриге в схиму) как правило даётся новое имя и, соответственно, меняется день Ангела. Так? Но мы же не считаем, что при постриге у человека меняется Ангел-Хранитель, мы просто празднуем в другой день, да?

Спасибо!

Comments

Здесь просто происходит терминологическое смешение разных вещей: день памяти небесного патрона называют днем ангела. Между тем, святой-покровитель и ангел-хранитель - это разные лица. Ну, как Маркс и Энгельс, что ли...
Что разные лица - понимаю :-)
То есть никакой "реальной" привязки ангела-хранителя к дню ангела нет?
Я знаю, что нашего батюшку в миру звали Сергием, а постригли с именем Ипполит. Так вот, он всегда праздновал день Ангела 12 февраля в день свщмчн.Ипполита. Я ответила на твой вопрос?))
Это как раз и была подоплёка моего вопроса: в миру он праздновал день Ангела в день св. Сергия, а после пострига (см. ниже - некоторые считают, что это второе крещение) в день св. Ипполита. То есть к ангелу день не имеет никакого отношения, как говорит о. Анахорет.
Ведь можно праздновать день ангела и в день крестин, к примеру, когда он берёт тебя под охрану.
Ну запутавшимся я.
Ну не знаю...дали ему новое имя Ипполит. Святой-покровитель стал у него свящмчн. Ипполит, вот он и стал праздновать так. Он, батюшка, и сам святой был, старец, наверное ему виднее... Хотя он почитал естественно и св.Сергия. Но день имменин-то особенный, и все его в этот день поздравляли. Не помню, чтоб кто-то его Сергием звал...
Ну, многие и не знают мирских имён монахов. Этих имён уже нет, почитай :-)
У монашествующих могут быть живые родственники по плоти. Они как правило всегда помнят мирское имя.
Нет, конечно.
Тогда сразу два вопроса:
1) Откуда взялось название "день ангела" для именин (а не для дня крещения, ведь даже раньше они не всегда совпадали)?
2) Была ли традиция праздновать день крещения и если да, то когда исчезла?
1. Не знаю.
2. Насколько я знаю, не было. Вспомните, что в Древней церкви вообще крещение носило массовый организованный характер в определенные дни.
1. Будем искать :-)
2. А ну да, конечно. Не подумал об этом.

Спасибо, отче!
У сербов нет дней Ангелов, а Слава, т.е. день крещения их рода, обычно это происходило на память св. Иоанна Крестителя и св. Саввы Сербского. У греков тоже нет, есть покровители деревни, обычно святые местного храма.
по пункту 1.
Вероятно "Ангел" от того, что святые на небесах как ангелы.
Скорей, как Маркс и Азазелло - плотный и безплотный.
Хорошее сравнение, отче! Спасибо!
Мой батюшка монашествующий чтит равно в кого крещен и в кого пострижен :) Так что празднуем два раза :)) Не считая Дня Рождения ;) Ангел, думаю, один а святых покровителей два. Вот как-о так наверно.

Но мне самой очень интересно авторитетное мнение на эту тему!
Даже могу сказать, что меня навело на эти мысли. Песни о. Романа (Тамберга). А ведь есть ещё о. Роман (Матюшин). Значит, когда их постригали, им давали имена, скорее всего, в честь св. Романа Сладкопевца, чтобы отразить их настрой на творчество. Оттуда уже поскакало в область размышлизмов, выразившихся в посте.

Очень бы удивился идее смены ангела-хранителя. Не караул, всё-таки. Но решил переспросить: всё-таки постриг (и схима) это, согласно некоторым представлениям (игумен Авраам (Рейман) - первая ссылка, которую нашёл), второе крещение. Мало ли...
Будем ждать - вдруг кто что скажет толковое!
Насколько мне известно, с Тамбергом все было именно так. Но, несмотря на это, он все же угодил инспектором не в регентскую, а в нашу иконописную школу, чем страшно тяготился. Вынужден был вести у нас пару нудных предметов. Но мы (студенты) его очень любили, да и он нас тоже. Просто художники такие рассеянные, неорганизованные. В Лавре это был первый набор иконописцев и художнические чудачества были для инспекторов просто наказанием.
Не думаю, что здесь возможны какие-то окончательные логические схемы "ангел=имя". У Флоренского по этому поводу можно кое-что наковырять, не знаю, - с пользой ли?
Я и не строю схем, просто пытаюсь узнать: если постриг называют вторым крещением, то нет ли идеи о появлении у человека нового ангела-хранителя. Очевидно, что нет. Вопрос закрыт.
Ваша дискуссия вызывает у меня горячий отклик. Особенно у той части меня, которая отвечает за профессиональные навыки. За навыки врача-психиатра. Маркс, Азазелло, ангелы... Очень интересно и познавательно.

пять копеек

Несколько замечаний.

Чин Крещения в современном его виде содержит в себе призыв к Богу «сопрязи животу его (это о крещаемом) ангела светла, избавляющего от всякого навета сопротиволежащего, от сретения лукавого, от демона полуденного, от мечтаний лукавых (молитва Четвертая запретительная в Оглашении), однако из этого не следует, что ангелы-хранители есть только у крещеных. Ангелы охраняли людей еще в Ветхом Завете и до него. Ангелы соучаствуют в охране всего мира – поскольку Бог любит и заботится о всех. Иначе весь мир в одночасье был бы уничтожен. Да и в Новозаветной Церкви чин оглашения совершался, а иногда и совершается, задолго до самого Крещения.
В крещении люди не получают никаких видимых «охранительных» преимуществ по сравнению с некрещеными: так же болеют, страдают, гибнут. Да и не смотря на наши просьбы об ангеле света, в жизни все равно может случится что угодно: и сретенье лукавое, и мечтания лживые… Крестить ребенка для того, чтоб у него появился ангел-хранитель – такая же глупость, как покупать телевизор для того, чтоб в коробку от него складывать вещи. Крещение имеет другие цели и задачи, хотя, бесспорно, мы молимся, чтоб все другое приложилось.

Ошибочно полагать, что в Крещении мы получаем такие имена, как Василий, Федор, Иоанн, Татьяна… Такие имена даются не в крещении, а в «Молитве, во еже назнаменовати отроча, приемлющее имя во осмый день рождения своего», которая читается до Крещения. В Крещении нам дается Имя Христово – «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян.4.12)». Эта идея отчетливо выражена в «Молитве жене родильнице по четыредесяти днех», где священник просит Бога-Вседержителя, чтоб Он ребенка сопричислил вместе с восприемниками и родителями к «святому стаду словесных овец, нарицающихся именем Христа Твоего». Не случайно многие из первомученников, будучи приведенными на суд, на вопрос «Как тебя зовут?» с достоинством отвечали: «Христианин!».
Называть своего небесного соименника покровителем в личном, собственническом смысле – неверно. Я не думаю, что св. Николай покровительствует моему соседу Николаю не так, как мне, только потому, что я Сергий, а не Николай…Далеко не во всех поместных церквях принято называть детей именами из святцев. Русская Церковь же, настаивая на сем обычае, усердно обращает наше внимание и на пример житий святых, и на идею тесной связи, которая существует между Церковью Земной, сражающейся, и Церковью Небесной, торжествующей.

Иногда, кстати, под Днем Ангела понимают и день крещения, и день святого храма (последнее особо распространено в селах Зап. Беларуси и называется «фэстом» или «зходам»). Есть и такие народы, которые знают о дате своего крещения и свято чтут ее. Сама идея празднования народного крещения вложена (и достаточно выразительно) в чествование святых равноапостольных (свв. Ольга, Владимир, Нина…).
У меня есть двое знакомых, которые обратившись ко Христу в зрелом возрасте (один из иудеев), внимательно чтут дни своего крещения. И у меня есть один друг иеромонах, который празднует два дня ангела. Почему бы нет, если повод есть? :)))

Не смотря на то, что день памяти святого, имя которого носит христианин, принято называть Днем Ангела, не стоит думать, - как это правильно было замечено - что у ангелов человеческие имена, или что ангелы и святые суть одно. Никакой, как Вы говорите, "реальной" привязки ангела-хранителя к дню ангела действительно нет (исключение – когда речь идет об имени ангела: Михаил, Гавриил…). Формально слововосочетание «День Ангела» пусто, а тот смысл, который мы в нем подразумеваем, конвенционален, заранее оговорен определением.

Христос воскресе!

Re: пять копеек

Батюшка, спасибо огромное!
Прямо готовая статья - не хотите в таком виде оформить?

Re: пять копеек

оформить куда?

офф

Вернулась в интернет, обнаружила Ваше отсутствие...
без Вас никак, однако. Возвращайтесь, а?