?

Log in

No account? Create an account
glyazhu

Памяти о. Андрея Николаева с семьёй

Господи, со святыми упокой о. Андрея, матушку Ксению, Давида, Анну, Анастасию!

и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой.
И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил.
Деян. 7:59-60


Четыре дня прошло с ночи гибели священника Андрея Николаева с семьёй в пожаре в тверском селе Прямухино. И как за неделю до этого жуЖЖали о смерти Литвиненко, то сейчас уйма народу бросилась расследовать эту трагедию. Но не о блогах, газетах и ТВ речь, это совсем иной вопрос.

Немудрено, что страшная трагедия дала повод к разговорам о деградации российского общества/русского народа. И всё кажется таким ужасным и нечеловекоподобным, что сразу за МКАДом встаёт призрак нового хама, гунна, который будет мясо беловоротничковых братьев жарить. Ну а даже если красного петуха пустили не простые спившиеся "местные мужички-богоносцы достоевские" (как говорил булгаковский Мышлаевский), то самогонщики-торговцы водкой-кавказцы и т.п., что тоже, если посудить, признак деградации - ведь покойный священник не был серьёзным конкурентом бизнесу и не устраивал ходы хоругвеносцев вокруг водочных лавок (ау, Симонович-Никшич? почему вас не было в Прямухино в прошлую пятницу?). И, разумеется, бойко и необгонимо высказываются мнения, предположения и делаются выводы, всем вдруг стало интересно, куда несётся вдохновенная Богом русская птица-тройка, но "Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик" (ну, нет, не всем, кто-то эту трагедию или её расследование, разумеется использует для куда более чётких и близких к брюху задач - госмонополий, карьерного роста, рейтинга и т.п.).

Только вот в чём заковыка - можно многажды перечитывать список погибших за последние 15 лет священников (и быть уверенным, что он неполный, а лишь наиболее известные случаи), можно видеть в нём мартиролог, можно выискивать в нём криминал, но это ничего не даст. И вот почему. Даже если забыть, что выходцы из того же самого народа устроили гонения, каких мир не видывал с Диоклетиановых времён, и списать это на коммунистов-инородцев-заговорщиков и т.п., у нас есть жития святых прошлых веков. Я их уже цитировал, размышляя о "каре Божией", почему бы не заглянуть снова?

ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (+ 1550) Уже после кончины старца Леонида (5 марта 1550) на монастырь напали разбойники — крестьяне соседнего села Белого, — ограбили его, а настоятеля — св. Адриана после жестоких пыток убили, раздавив полозьями саней. Но избежать возмездия им не удалось. Один из них украл ларец, думая, что в нем находится золото, но вместо него нашел странные и непонятные ему вещи: кисти, краски и другие принадлежности иконного письма. Он показал все это священнику села Белого, который, по дьявольскому действию, питал великую злобу и зависть к св. Адриану: по его наущению и было совершено преступление. Священник страшно испугался, поняв, что ларец — опасная для них улика. Однако разговор их случайно услышал второй священник села, много страдавший от дурного влияния своего настоятеля на прихожан. Таким образом, преступление было открыто и виновные понесли заслуженную кару. Но тело преподобномученика найдено не было: на допросе убийцы показали, что они хотели его сжечь, но оно неведомо куда исчезло.

ПРЕПОДОБНЫЙ АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (+ 1550) поселился в уединенном месте на полуострове Ладожского озера и встретил там неприязненных людей: в дремучих лесах острова Сала, лежавшего против его пустыни, жил разбойник, сначала причинявший ему неприятности. Потом пустынник смягчил его своей кротостью, и разбойник этот оставил его в покое. Но после на этого разбойника напали другие разбойники, жившие на каменистом мысе Ладожского озера, называемом Сторожевским, взяли его в плен и оковали. Внезапно он увидел перед собой прп. Адриана, «Милосердием Господа, ради Которого я просил у тебя пощады братству нашему, ты свободен!» — сказал он ему. Оковы спали с пленника, и он свободным пришел в монастырь благодарить своего спасителя. Оказалось, что всю эту ночь прп. Адриан провел в молитве. Атаман разбойников, от плена которых чудесно был избавлен первый разбойник, по молитвам старца Адриана тоже пришел в себя. Почувствовав пагубу своей жизни, он на месте разбойничьего притона основал обитель и подвизался в ней с именем инока Киприана (память его 26 авг,).

ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ, САРОВСКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ (+ 1833) Враг был побежден, но не оставил своей борьбы со святым подвижником. Он внушил соседним крестьянам напасть на него с требованием денег, которых у пустынника, разумеется, не было; ему было еще не более 46 лет, он отличался высоким ростом и большой силой, в руках его был топор. Но он опустил его и кротко сказал грабителям: «Делайте, что вам надобно». Тогда один из злодеев ударил его обухом его же топора по голове с такой силой, что он упал без памяти; разбойники яростно избили его, связали веревками и хотели бросить в реку, чтобы скрыть следы своего преступления, но сначала бросились грабить келью. Там они ничего не нашли, кроме иконы Богоматери и нескольких картофелин. Тогда они поняли, что убили человека Божия, и в ужасе бежали. Между тем преподобный очнулся, развязал свои руки, помолился за своих убийц и с трудом добрался до своей кельи, а на другой день пришел в монастырь: волосы его были спутаны и покрыты кровью с сором, уста и уши в запекшейся крови, зубы выбиты... но лишь настоятелю и духовнику поведал он о случившемся. Восемь дней провел он в невыносимых страданиях. Вызванные немедленно врачи признали его раны смертельными…Через пять месяцев он, с благословения настоятеля, вернулся в свою пустынь. Скоро открьшось, кто были напавшие на него злодеи. Но старец пригрозил, что, если их накажут, он скроется из Сарова. Их простили, но вскоре, по попущению Божию, они погорели. Тогда они сами пришли к преподобному с покаянием; он с любовью простил их и наставил на христианский путь жизни.


Простым поиском можно обнаружить 19 житий, где на пустынножителей, монахов и даже на монастыри (Киево-Печерскую Лавру) нападают разбойники. Сами понимаете: это лишь малая толика того, что происходило на самом деле (интересно, занимался ли кто из историков оной темой - разбойные нападения на церковь и её представителей в былые века?). И народ-богоносец всегда ничтоже сумняшеся рассуждал о церковном магазине в Москве или пытался стащить вериги, но не чтобы облегчить участь, а считая их серебряными.

К чему это я? Частично к тому же, что и уважаемый Пётр Романов. Но ещё и к тому, что не надо, нет, призывать к рассуждать об обречённости или природной озлобленности и дикости русского народа, смертной казни для таких сволочей, виновности москвичей, тверичей или хачей в поджоге. К сожалению, разбойники были всегда - местные ли, пришлые ли, коллеги или даже родственники поддавались вражбе и совершали преступления. И в Киевской Руси, и в Московской, и в имперской, и в республиканской. Враг-то не меняется, но и методы борьбы с ним - тоже. Подробнее см. Мф. 17, 21. (Что, конечно, не отменяет необходимости уголовного розыска и уголовного же наказания для поджигателей)

Отче Никите, отче Адриане, отче Серафиме, молите Бога за нас - за блоггеров и экспертов, читателей и телезрителей, за соседей иерея Андрея со сродниками и за его гонителей. Ибо не ведаем, что творим.

Comments

слушай, а можно я попробую из этого маленькую заметочку сделать? С твоей правильной фамилией (сорри исправила :))
Попробуй.
Я два дня думал (и потому не отвечал :-)), могу ли что-то добавить к теме, но не получилось. Может быть ещё разве что пророчество юродивого Ивана Железного Колпака (из жития св. Дионисия Радонежского) о бедствиях от пьянства?

у-ря:)

теперь я буду думать:)
Знаешь что? Может, имеет смысл добавить мой пост про "кару Божию" с тамошними житийными отрывками? Мол, даже если случилось несчастье и дом сгорел сам (что сомнительно), то и на это есть ответ в житиях. Как ты считаешь?
Только пришлёшь текст перед публикацией, да?
ага, я просто крепко задумалась о том, как это в статью перевести:) в седу как-то поняла, а сейчас думаю:) Пришлю, конечно...
Во-во, я тоже не совсем понимаю, как из этого сделать полноценную статью, но ты всё же специалист, поэтому доверяю :-)
Ой, Кирилл, это они думают, что ведают, что они-то в себе и других разбираются и они-то понимают, что к чему/знают, как было на самом деле/понимают ход мыслей алкоголиков и т.п., а вот все остальные бродят в потёмках. Но ткни такого эксперта и польётся из него тот же склизкий туман, что и из остальных.
Или ты имел в виду, что кто-то преследует какую-то конкретную цель? Ну дык, без цели человек не может жить, ему любое лыко в строку будет, если цель ясна и достижима. Это мне трудно статью написать - эксперименты надо делать, с графиками по полгода сражаться, а для других любая строчка из ленты новостей уже повод для глубокой и вдумчивой статьи, доказывающей их несомненную правоту и прямоту выбранного ими пути.
Только очень часто эти прямые пути приводят к селу Прямухино - к огню и трагедиям. Но борзописцам это не помеха, не они ж (пока) горят.
+
amen
Спасибо.
Не за что. Лучше б не было этого повода.
Какой же ужас это всё. И то, что происходит, и эти... как бы это сказать... Разговоры.

оф, но Вам должно быть интересно

Решен Унгенский конфликт

На протяжении последнего месяца в Унгенском районе создалась конфликтная ситуация в связи с назначением Епископа Петра, викария Кишиневско-Молдавской Митрополии управляющим новообразованной Унгенско-Ниспоренской епархии.

Большинство священнослужителей Унгенского благочиния ратовали за дальнейшее пастырское подчинение Его Высокопреосвященству Владимиру, Митрополиту Кишиневскому и всея Молдовы. Священнослужители данной группы настаивали на принятии вышеуказанного решения под угрозой перехода в другую церковную юрисдикцию.

Созванный в резиденции Кишиневско-Молдавской Митрополии, 14 ноября, Синод Молдавской Православной Церкви проанализировал возникшую ситуацию в новосозданной епархии. Для разрешения имеющихся разногласий были приглашенны несколько священнослужителей Унгенского благочиния.

На следующий день, в Унгенском храме во имя Св. Александра Невского, местные священнослужители ознакомившись с принятыми постановлениями Синода, приняли решение встретиться с Предстоятелем Молдавской Православной Церкви и всеобщно прийти к необходимому консенсусу.

15 ноября, во второй половине дня, Митрополит Владимир принял в своей резиденции унгенских священнослужителей. В ходе продолжительной дискуссии было принято решение, исходя из которого большая часть унгенских священников остается в прямое пастырское подчинение Митрополиту Владимиру.

Его Высокопреосвященство Владимир призвал всех к покаянию и совместной молитве о мире и спокойствии Церкви Христовой. Те же священнослужители, которые подали прошения на принятие в юрисдикцию «Бессарабской Митрополии», должны отозвать их.

Следует, однако, заметить, как это ни прискорбно, что «Бессарабская Митрополия» продолжает оставаться политическим капризом и средством для прямого вмешательства в дела Молдавской Митрополии.

События происшедшие в Унгенском благочинии, в очередной раз продемонстрировали всем тот факт, что представители опозиционных партий продолжают вмешиваться в церковную жизнь, что именно они в свое время настаивали на образовании «Бессарабской Митрополии», единственной целью которых было внесение раздора в единую Молдавскую Православную Церковь.

На протяжение 14 лет, клирики перешедшие из Молдавской Митрополии под юрисдикцию «Бессарабской Митрополии», подпали в свое время под запрещение в священнослужении по причине различных дисциплинарных и моральных нарушений.

Также, средставами масс-медия события, связанные с жизнью Молдавской Православной Церкви, часто освещаются в диаметрально противоположном ракурсе, единственной целью которых является желание выставить в неблагоприятном свете Кишиневско-Молдавскую Митрополию. Так, местный телеканал «Pro TV», печатное издание «Flux» представили в своих материалах весь унгенский конфликт в заведомо искаженном свете.

«Бессарабская Митрополия» продолжает оставаться схизмой и средством внесения разлада в Молдавской Православной Церкви

источник - http://www.mitropolia.md/index_news_rus.htm

Re: оф, но Вам должно быть интересно

Спасибо!
Гарвей, там с самого начала в посте была уйма ляпов, которые потихоньку подправлялись, да и сейчас кое-какие остались (к примеру, выражение "духовный батюшка о. Андрея" лишено всякого смысла).
Выводы же (не все, а некоторые) просто смешны:

- Местные жители сжечь дом не могли. Врагов у семьи Николаевых не было.

Для этого нужно было не просто опросить, а допросить всех местных жителей - села и окрестных деревенек. Чем должна заниматься (и, надеюсь, занимается) милиция и прокуратура.

- Семья Николаевых не делала попыток выбраться из горящего дома.

Да, несомненно. Они просто так были одеты ночью в верхнюю одежду. На каком основании сделан этот вывод - неясно. Впрочем, с такими скоропалительными похоронами уже что-либо доказать будет невозможно: были ли они живы в момент пожара, осталось невыясненным.

- о.Андрей постоянно отъезжал в Москву и Тверь, по каким именно делам никто не знал.

Никто? Ни староста, ни прихожане, ни ученики школы, которых он регулярно возил в паломничества? Самое забавное, что это, похоже, любому активному священнику можно в упрёк поставить - если служб в течение недели нет, то ему часто бывает полезней поехать куда-то - за теми же книгами или к спонсору в Москву... в ЖЖ есть другой тверской сельский священник - можно подсчитать, сколько раз у него идут посты: "еду в Питер", "еду в Москву", про Тверь даже не упоминается.

В общем, не самый лучший репортаж. На журналистское расследование не тянет. Да и много сейчас разного по Сети ходит, у всех свои новости и выводы.