?

Log in

No account? Create an account
abm

Христианство на Востоке. Часть I

Всё началось с интереснейшего поста о гонениях даосов на всех остальных в Китае в 845 г. Р.Х.
"Когда в 847 году новый император Сюань-цзун издал указ о веротерпимости, несторианства на китайской земле уже не было..."

Краткое и упрощенное развитие событий
После 430х годов в Византии, когда по инициативе св. Кирилла Александрийского были осуждены неосторожные высказывания патриарха Константинопольского Нестория о Богородице (а значит, о человеческой природе Христа и, следовательно, о смысле нашего спасения) антиохийская школа богословия пришла в упадок. Эдесса - мощнейший центр богословия на востоке Империи - подверглась санкциям со стороны победившей партии (санкциям, но отнюдь не репрессиям!). Многие сирийские богословы (как и Несторий был, скорее всего, сирийцем) покинули Империю и переехали в Низибию, в Персии, где уже зрела идея национальной церкви, не подчиняющейся Византии (тем паче, что шахиншахи с подозрением смотрели на иностранное влияние). Так и оформилась в независимый центр к концу 5го века Церковь Востока, Ассирийская Церковь, Патриархат Ктесифона (первый раз о своей независимости от Византийской Церкви она объявила в 410 году, задолго до начала «несторианских» споров). Я пишу "несториане" в кавычках не потому, что не считаю их еретиками, а потому что реальный Несторий имел не очень-то большое отношение к Церкви Востока, а доктрина её была окончательно сформулирована Бабаи Великим в начале седьмого века: в единой личности (parsopa) Христа объединены две qnome (ипостаси).
Ассирийцы оказались талантливейшими организаторами и миссионерами. Они очень быстро распространили свою миссию "Блистательной Веры" по всему Шёлковому Пути. В разные периоды времени они были ведущим религиозным движением в Маверранахре (современный Узбекистан), Мерве (Туркмения), Уйгурии, в Китае до гонений 845г. насчитывалось до 3000 монахов, в 8 веке Кейкьё (Блестящее Учение) было принесено в Японию и там значительно утвердилось, на Филиппинах они смогли так повлиять на местных, что в 15 веке испанцам не составило труда найти слова в тагалогском языке для проповеди, их следы найдены в Бирме, Индонезии и Малайзии.

В связи с широким распространением "несторианства" 0lenka и ivanov_petrov выразили удивление, поскольку понятие "Китай" и "христианская ересь" трудно совместимы для современного сознания (правда, хочется отметить, что для нас, современных, вообще понятие "ересь" трудноосязаемо - ведь "пусть цветут сто цветов", как говорил один китаец). Умнейший ivanov_petrov написал:
"Да, а тут вон как поворачивается - мало что там широчайшим образом было распространено несторианство. так еще в одежде буддизма. отчего-то мне интересно. как это сопоставляется с широчайшим арианством германцев..."

Cвои размышления об арианстве германцев, пожалуй, надо выделить в другой пост, а вот почему "несторианство" приобрело такое влияние на Востоке? И почему многие говорят, что Православие в Китае началось в 19 веке, опуская уточнение "началось в Новое время"? Я в комментариях уже высказал свою точку зрения (сразу замечу, основанную на разнообразии прочитанных источников, отнюдь не оригинальных исследованиях), повторю расширенно (И исправленно, поскольку с формулировками надо быть точнее) здесь.

Для того, чтобы понять распространение христианства в Китае, надо обратить внимание на то, что лежит к западу: нынешнюю Среднюю Азию. Край этот пришёл в упадок и ныне кажется далёким от всех центров цивилизации, но в первом тысячелетии от Р.Х. города и государства, лежащие на Великом Шёлковом Пути были крупнее и богаче европейских, их библиотеки и храмы поражали современников.

ЦЕРКОВЬ В СРЕДНЕЙ АЗИИ
Есть сведения, что (иудео?)-христиане шли из Центральной Азии через Китай, Корею в Японию во 2-3 веках от Р.Х. Так называемым племенам Хада (Йехуда?) в японской истории приписывается принесение в Страну Восходящего Солнца умение выращивать шёлк (но о ранней истории христианства в Японии тоже надо писать отдельно). В тех местах жили греки-потомки солдат Александра Македонского, дошедшего до нынешнего Таджикистана (и до сих пор на Памире есть селения, считающие себя потомками македонцев). Туда переселяли пленных имперских солдат иранские шахиншахи.
На этой почве первые церковные здания в Мерве (нынешняя Туркмения) датируются II веком от Р.Х. В самом Мерве к IV веку даже появляется монастырь (?) или же сирийская богословская школа общежитийного типа. Впрочем, монастыри в Средней Азии тоже были: на берегу Иссык-Куля, ныне ушедший под воду, стоял армянский монастырь на могиле ап. Матфея, в Ургуте – неподалёку от Самарканда, но вдали от караванных путей, был сирийский монастырь, известный по арабским описаниям и недавно найденный археологами.
В III веке Мервская епархия, а вместе с ней Хорезмская, Гератская, Кашгарская епархии представляли собой крупный центр христианства. Надо напомнить, что об этих епископах мало что известно по греческим источникам: на Соборы приглашались, в основном, представители церквей как восточных, так и западных, но расположенных в Империи.

Когда прошли бури V века, раскроившие Вселенскую Церковь на три части: православную («мелькитскую», т.е. царскую, имперскую), восточную («несторианскую») и монофизитскую, - в Средней Азии оказались представители всех трёх течений. Сирийцы и персы склонялись к Церкви Востока, другие сирийцы и армяне – к монофизитской церкви, греки и согдийцы (а позже и русские – в Ургенте, столице Хорезма, была очень большая община русских купцов) – к Православной.
Церкви Индии, Китая, Согдианы, Великой Степи оказались оторванными от средиземноморских церквей. Несмотря на свою древность, епископов там было немного (кроме Согдианы), священники, в итоге, стали присылаться (вынужденно или насильно – как в Мерве, захваченном персами) не из Антиохии, а из Ассирийской "Несторианской" Церкви. (Некая часть Малабарской Церкви продолжает настаивать на своём Православии и исторической ошибке своего "несторианства" - просто так сложились обстоятельства и география, что с халкидонитами у них не было никаких связей вплоть до путешествий португальцев.)
Все использовали Крест, строили храмы с алтарями, хоронили своих мёртвых похожим образом, поэтому по обрывочным данным и археологическим раскопкам очень трудно порой понять, какой же конфессии принадлежал тот или иной храм. И апостольскую проповедь вели все три конфессии: византийские миссионеры крестили ханов кочевых тюрков, в том числе известных по русским летописям печенегов и половцев, «несториане» крестили уйгуров.

Церкви Согдианы и Бактрии были раздираемы противоречиями между православными и ассирийцами вплоть до IX века, когда "несториане" окончательно победили. В XI веке халифы, не вдававшиеся в тонкости христологических споров, дали патриарху-католикосу Церкви Востока Сабарьешу III управление над всеми христианами Халифата: ассирийцами, православными, монофизитами. Не уверен, сколь долго продержалось это управление, но в 1142 году была зафиксирована страннейшая по меркам 5го и 20го веков уния - объединились "несториане" и монофизиты (католикос Эбедъешу и глава яковитов Дионисий)!!! Богословская нелепость, казалось бы, но, тем не менее, судя по ряду источников, оная уния принесла немало неприятных моментов православной Хорезмской епархии (епархия входила в состав то ли Антиохийского Патриархата, то ли Константинопольского – источники приводят разные данные, а может её каноническое подчинение менялось со временем и обстоятельствами).
Хорезмская епархия – за пределами Халифата - была православной до 13 века, пока Хорезм в 1219 году не пал перед Чингизом (православных - местных и русских купцов исламские историки особенно отличают среди защитников Ургента). Последнее найденное захоронение православного священника в Семиречье датируется концом 13 века: «Дживардис, священник, настоятель церкви Православной. 1289 год» (учитывая, что согласно календарю современной Назарейской Церкви Востока сейчас 1976 год, вполне возможно, что и здесь надо сдвинуть на 30 лет позже), а последние кресты на надгробиях – 14 веком.

Часть II

Comments

Интересно!
Спасибо!
Вторую часть прочёл? А то у меня какая-то байда с постингами: они не отображаются во френдлентах моих друзей, либо отображаются под левым временем :-(
Очень интересно.
Спасибо!
Вторую часть прочёл? А то у меня какая-то байда с постингами: они не отображаются во френдлентах моих друзей, либо отображаются под левым временем :-(
Прочел :-)

"...а позже и русские..."

С каких времен можно говорить о существенном присутствии русских в Китае?

Re: "...а позже и русские..."

Петя, в Китае или в Хорезме? Речь шла о Хорезме.
Как понимаю из прочитанного мною, русские купцы ходили к Великому Шёлковому Пути в 11-13 веках. Раньше? Возможно тоже. Насколько существенное присутствие? Вопрос сложный, но, думаю, что в крупнейших городах вполне могли существовать фактории или даже, может быть, кварталы.

В Китае, как подозреваю, с конца 13 века с появления там ордынского полка из русского улуса. Но с этим "Охранным полком, прославляющим верность Империи" неясно - кто-то говорит о его участии в войне Хубилая с Хайду (1275), кто-то о 1330, когда полку выделили землю под Пекином. Что с ними стало после 1368 года, когда к власти пришла китайская династия Мин - не знаю. Кто их окормлял духовно - тоже не могу сказать, не натыкался на эту информацию.
"Существенно", опять-таки - понятие субъективное. :-)
нет-нет, вовсе не считаю, что в 19 веке. Вот ссылка:http://www.orthodox.cn/history/pozdnyaev/
Христос Воскресе!

Отче, в каком-то из текстов на Вашем сайте и, возможно, даже подписанным Вашим именем я наткнулся на фразу, что "Православие появилось в ... в 19 веке". Кажется, это о православии в Синьцзяне. Поэтому и привёл как пример. Но готов исправить и исправиться :-)

(А Вы не могли бы меня включить в список друзей, а то я Вас даже с Пасхой не смог в комментариях поздравить :-((
Воистину Воскресе!
Включил в ленту с радостью - редко ее редактирую, прошу прощения. По Синьцзяну - имел в виду Новое время, конечно.
Отче, да за что вы извиняетесь, право слово! Спасибо, что зафрендили :-)