?

Log in

No account? Create an account
abm

О литургии оглашенных

В разговоре с phisteshka (у неё под замком, поэтому без ссылки) о литургических практиках Антиохийской Церкви встал вопрос об отсутствии у братьев-арабов ектений в конце литургии оглашенных (для тех, кто не в теме: часть литургии от "Помолитеся, оглашеннии Господеви" до "Елицы оглашеннии, изыдите; оглашеннии, изыдите; елицы оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся", когда молятся о людях, готовящихся к Крещению, но его ещё не принявших - когда-то в Древней Церкви был особый чин оглашенных, которым разрешалось присутствовать только на половине службы).
Когда и почему эта часть у них пропала, ни я, ни phisteshka не знаем, но она предположила, что "потому что у них (народа) нет оглашенных: народили детей - окрестили".
Во время этой части службы я стараюсь (если мысли куда-то не убегут) молиться про себя о "невоцерковлённых", но уже крещёных родных и знакомых. Вот мое (неполное и условное, разумеется) определение "невоцерковлённого":
"Кто до Причастия приходит (если приведут) на Пасху, кто крестился ради каких-то экстрасенсорных целей, кто с Символом Веры во многом не согласен и при этом себя считает православным и христианином."

Насколько правильно ли совмещать молитвы за таких людей с ектениями об оглашенных? (дурацкая постановка вопроса, но смысл, надеюсь, понятен).
Спасибо всем, кто выскажется!

Comments

Давай расширим.

А какие молитвы вообще с какими частями службы можно/нужно совмещать?
Как по мне - так идеал ничего постороннего даже молитвенного в голове не держать, следовать за службой. Отвлекаюсь - возвращаю себя "Господи, помилуй". И даже мысленно имен не добавляю никогда. Подала записки - хорошо, не подала - увы.

Re: Давай расширим.

В идеале, думаю, твоя точка зрения - единственно верная: литургия есть завершённое произведение и никакой отсебятины.
(Просто у нас на бостонском приходе Литургию Оглашенных читают следующим образом: диакон с амвона быстро и по-английски, а хор не прекращая "Господи, помилуй" - я не успеваю в итоге ни за тем, ни за другими :-((( В Буффало я просто следовал словам батюшки или служебнику)
наверное Вы хотели написать что у них нет _ектений_ касающихся оглашенных, в конце литургии оглашенных (которая всежтаки у них есть)?

нет

у наших точно нет Литургии оглашенных.
Но мало ли что у меня в башке как запомнилось. В воскресенье буду повнимательней.

Re: нет

Т.е. речь идет о той части Литургии, которая _называется_ "литургией оглашенных", потому что за ней можно присутствовать оглашенным, но которая является неотъемлемой частью Литургии в целом, независимо от того, был ли в храме хотя бы один оглашенный. Эта часть Литургии заканчивается особой ектенией о оглашенных, которую, за неимением оных, можно было бы и опустить, но у нас она никогда не опускается. Так что вопрос: чего именно у них нет - одной этой ектении или всей первой части Литургии? :-)

Re: нет

Литургия оглашенных - это от "Благослови владыко" в начале литургии, до "Оглашеннии изыдите", т.ч. этой литурги не может не быть. А вот практика опускания ектений (и соответствующих им священнических молитв) об оглашенных действительно существует. У нас это дело в свое время практиковали обновленцы.

Re: нет

Вроде так у них: сразу после чтения Евнгелия - молитва верных, завершающаяся "Премудрость!"?
Да, Вы абсолютно правы, спасибо, сейчас исправлю.
Простите.
А я во время молитвы об оглашенных молюсь о своих некрещенных друзьях и родственниках.

Читаем Гоголя

Автор поста вполне солидарен с Н.В. Гоголем, который в "Размышлениях о Божественной Литургии" предлагает православным (а в то время тоже были все крещеные) во время молитв об оглашенных вспомнить тех, кто пытается придти к Православию в других странах. Если в России или в вашем приходе нет некрещеных, пишет Гоголь, то они есть на Востоке, Западе и т.д. Книжка Гоголя была благословлена Оптинским старцем Макарием. Так что можно такую трактовку молитв за невоцерковленных вполне поддержать

Re: Читаем Гоголя

Спасибо большое!
Тем не менее, нужно признать, что это в общем-то натяжка, попытка выкрутиться из создавшегося положения. В противном случае призыв к оглашенным выйти из храма тоже придется признать адресованным безвестным нехристям "на Востоке и на Западе".
OFF: Я, кстати, не понял, зачем Вы заскринили коммент о фресках у s2mitr. Чтобы я на него ничего ответить не мог?
OFF: Прошу прощения, я сразу не сообразил, что это, скорее всего, сам хозяин того журнала скринит комментарии.
Мир Вам!
Оглашенные радикально отличаются от крещенных, но не воцерковленных.

Оглашенными мы все ж называем тех, кто еще НЕИПОЛУЧИЛ РОЖДЕНИЯ ОТ ВОДЫ И ДУХА В ТАИНСТВЕ КРЕЩЕНИЯ.

Я - когда служу сам - велю диаконам чиать (или, елси без диаконов служу, то сам читаю) ектению со слов:
ВЕРНИИ, ОБ ОГЛАШЕННЫХ ПОМОЛИМСЯ...
и убираю слова "оглаш. главы Ваши ... приклоните". Нет оглашенных в храме - ОНИ НЕ МОГУТ МОЛИТЬСЯ, но они етсь в мире сем - те язычники, с которыми я общаюсь, говоря им о Христе. А значит, О НИХ можно молиться.



С Праздником, отец Феогност!

Спасибо за Ваш ответ - я понимаю всю неправильность таких молитв, но для меня проблема в том, что идущих к Христу язычников и неверующих я не очень-то знаю (либо не идут, либо во Христе - пусть даже и не всегда в православии). Оглашённые всё же были на этой дороге, как, примерно, сейчас многие "не воцерковлённые". В общем, для меня здесь некоторый тупик.

Может, антиохийская практика опускания оной ектении и правильна :-)